Холизм (от греческого όλος — целый) — направление в биологии и физике, исследующее целостные (т.е. несводимые к сумме частей) структуры, главным образом в области органической жизни. Основатель этого направления — фельдмаршал Смэтс (глава Юж но-Африканского Союза). Холизм противопоставляет себя всякому механицизму. Это течение родственно неовитализму, но расходится с ним в том, что не признает наличия сверхматериального, вне организма находящегося фактора. Холизм считает, что принцип целостности заключен в самой структуре организмов. Кроме того, холизм пытается понять физические законы как крайнее упрощение законов биологических, считая ложной и необоснованной попытку свести законы биологии к усложнению законов физико-химических.
На другом конце спектра мы имеем
холи
зм –
тео
ретический подход
, который в значи- тельной степени пересекается с тем, что в наши дни принято называть «коннекционизмом». Представители данной научной школы утверждают, что мозг функционирует как единое целое и что все его части одинаково хороши. В пользу принципа целостности говорит тот факт, что многие участки мозга, особенно коры, могут выполнять самые разные задачи. Все связано со всем остальным, считают холисты, а потому поиск отдельных модулей – пустая трата времени.
Однако холический метод остается просто программой. Так и не дано ни одного примера научного описания целостной конкретной социальной ситуации. Да это и невозможно, поскольку в каждом таком случае нетрудно указать на аспекты, которые были упущены, — аспекты, которые могут оказаться существенно важными в каком-то ином контексте.
Холисты планируют не только изучать общество с помощью невозможного метода, в их планы также входит контроль и перестройка общества «как целого». Они предрекают, что «роль государства возрастает», пока государство не становится тождественным всему обществу. Интуиция, выраженная в эгой фразе, достаточно ясна. Это тоталитарная интуиция.
Согласно словарю Уэбстера
холизм
— «теория, согласно которой определяющие факторы, особенно в живой приро- де, — несократимое целое». С точки зрения холизма западный философский подход, в основе которого лежит разложение вещей на их составляющие, чрезмерно упрощен и не дает увидеть картину в целом, которая может содержать жизненно важную информацию.
6- й тезис Поппера. Нельзя создать общей исторической теории на основе обобщения частных наблюдений, но холизм (целостный исследовательский подход) в социальных науках, в том число в истории, также невозможен, по скольку в принципе невозможно охватить все аспекты и элементы социального целого.
Холизм — идея о том, что обоснованными являются только объяснения, сделанные на основе систем более высокого уровня; противоположность редукционизма
Абраъам Маслоу
Данная книга холистическая во всех отношениях, однако наиболее глубокая и, возможно, наиболее сложная для восприятия трактовка содержится в приложении B. Холизм, без сомнения, верен — в конце концов, космос един, и все в нем взаимосвязано, любое общество едино, и все в нем взаимосвязано, любая личность едина, и все в ней взаимосвязано, и т. д. — и все же холистическому мировоззрению приходится нелегко по мере того, как оно начинает применяться и использоваться должным образом. В последнее время я все более склонен считать, что атомистическое мышление — это форма умеренной психопатологии или, по крайней мере, одно из проявлений синдрома когнитивной незрелости. Для более здоровых самоактуализирующихся людей куда более естественным представляется холистический образ мышления и видения, который формируется у них непроизвольно. Куда более сложен он для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых людей. Разумеется, в настоящий момент это всего лишь впечатление, и я не хотел бы слишком настаивать на нем. Меня оправдывает то, что я представляю его в форме гипотезы, которую надлежит проверить, что, должно быть, не так уж трудно сделать.
Е.С. Логовая
ЛОГИКА Учебно-методическое пособие 2015г
4.
Определение должно быть общедоступным,
т. е. при его построении должны использоваться слова общеупотребительной лексики. При несоблюдении данного требования возникает ошибка определения неизвестного через неизвестное.
Например:«Холизм - идеалистическая философия целостности, близкая по своим идеям к теории эмерджентной эволюции».
ти редко совмещались друг с другом на протя жении истории. Таким образом, человеческое общество состоит из множества частично совпадающих и пересекающихся сетей взаимодействия. И не существует такой вещи, как отдельно взя тое общество, обособленное от других. Я отклоняю все теории систем, весь холизм, все попытки оправдать общества. Не су ществует отдельно взятого французского или американского общества (имеют место только одноименные национальные го сударства), индустриального или постиндустриального обще ства, «мир-системы», одного-единственного процесса глобали зации, мультигосударственной системы, где доминировала бы одна логика политического реализма, не существует логики па триархата. История не знает фундаментальных сражающихся единиц, как то история классовой борьбы или борьбы способов производства, или «эпистем», или «дискурсивных формаций», культурных кодов, или фундаментальных структур мышления, управляющих языком, ценностями, наукой и практиками эпо хи, и все это не обусловлено единственным процессом власти, пронизывающим человеческую деятельность. Это только при меры сетей с относительно четкими границам.
Поппер
Из современной холической литературы остается неясным, в каком смысле употребляется слово «целостность». Оно обозначает:
(а) совокупность всех свойств или аспектов вещи и особенно всех отношений между составляющими ее частями;
(б) некоторые особые свойства или аспекты рассматриваемой вещи, а именно те, благодаря которым она выступает как организованная структура, а не как «простое множество».
Целостности в смысле (б) являются объектами научного изучения, и нет оснований, по которым нам не следовало бы изучать такие аспекты, как регулярности структуры (скажем, симметрию), обнаруживающиеся в некоторых вещах, например — в организмах, электрических полях или машинах.
Однако к тому факту, что целостности в смысле (б) можно изучать научно, нельзя апеллировать для обоснования того, что изучать научно можно и целостности в смысле (а). Это последнее притязание несостоятельно. Изучая какую-то вещь, мы неизбежно берем отдельные ее аспекты. У нас нет возможности наблюдать или описывать целую часть мира или целую часть природы; по сути дела, даже мельчайшая, но «целая» часть не может быть так описана, поскольку всякое описание с необходимостью избирательно