Эмерджентность (от англ. emergence - возникновение) - возникновение чего-то принципиально нового, несводимого к совокупности того, из чего оно возникло.
Если дело обстоит так, что, с одной стороны, живые организмы могут зарождаться естественным путем из неживых систем, а с другой стороны, невозможно полное теоретическое понимание жизни в терминах физики, то можно было бы говорить о жизни как об эмердженmном свойстве физических тел или материи.
Редукция против эмерджентности
Вопрос сведения явления к психологии -> к биологии -> к физике. (редукция)
При невозможности сведения -> признание эмерджентности.
..В случае успеха сведение биологии к физике станет потрясающим научным открытием.
Есть философы, называемые «радикальными бихевиористами» или «физикалистами», которые считают, что имеются априорные основания, такие как бритва Оккама*, утверждать, что наши самонаблюдения мысленных состояний или событий суть просто самонаблюдения и отчеты о нас самих как о физических системах: это отчеты о физическом состоянии этих систем.
Орман Куайн утверждает, ссылаясь на Карнапа и Фейгля, что если теоретического прогресса можно «достичь ... постулируя специфические ментальные состояния... стоящие за физическим поведением, то, несомненно, не меньшего ... можно добиться ... постулируя вместо них определенные коррелирующие с ними физиологические состояния и события... Отсутствие детального физиологического объяснения этих состояний едва ли может служить возражением против признания их состояниями человеческих тел... Телесные состояния все равно существуют; зачем добавлять другие?»
«Бритва Оккама» - принцип, сформулированный средневековым философом Уильямом Оккамом (1285 - ок. 1348): entia поп sunt multiplicanda praeter necessitatem (не следует умножать сущности без необходимости), то есть постулировать существование нового рода сущностей следует только, если без этого никак нельзя объяснить имеющиеся факты.
Я утверждаю, что только признав плюралистичность всего, что есть в этом мире, можно всерьез применять бритву Оккама. Скажем, вывернув наизнанку прекрасную формулировку Куайна 5), что применять бритву Оккама стоит лишь в том случае, если борода Платона достаточно густа и в ней запуталось достаточно много сущностей.
5)Quine V.O. From а Logical Point of View. Second revised edition, 1961, р. 2. («Это старая платоновекая загадка о не-бытии. Небытие должно в каком-то смысле быть, потому что в противном случае чего же нет? Эту запутанную доктрину можно было бы назвать бородой Платона: исторически она оказалась довольно-таки жесткой, и об нее частенько тупилась бритва Оккама»
Естественно ожидать, что лезвие бритвы затупится от такой трудной работы. Несомненно, процедура будет болезненной. Но ведь это - дело житейское.