Практика




    Через опору на объекты восприятия: формы, звуки, вкусы, запахи, тактильные ощущения и мысли – возникает жажда чувственных удовольствий. Отождествляясь с этими ощущениями, ум моментально увлекается и полностью теряется в них. Некоторые практикующие начинают скучать, уставать от практики. Она надоедает им, и они становятся ленивыми. Про них не скажешь, что они сохраняют в уме Дхамму, помнят о ней. Обругай их как следует, так они запомнят это надолго. Если это произойдёт в начале ретрита сезона дождей, они всё ещё будут держать это в уме, когда ретрит уже закончится. Они, возможно, до конца жизни уже этого не забудут. Но когда дело доходит до учений Будды, который наставлял нас быть сдержанными, довольствоваться малым и настойчиво практиковать, люди почему-то становятся забывчивыми и не хранят всё это в своих сердцах.
    Почему они об этом забывают? Просто взгляните, как мы тут практикуем. Например, у нас есть правило: когда моешь свою чашу после трапезы, не болтай с другими! Но даже это кажется выше наших сил. Даже понимая, что болтовня не приносит никакой пользы, а напротив, привязывает нас к чувственному восприятию, люди продолжают пустые разговоры. Но любая болтовня рано или поздно перерастает в спор и ссору.
    И это ведь не какие-то особо сложные аспекты доктрины, а самые общие, основополагающие. Но даже для выполнения этих элементарных принципов люди не готовы прилагать усилия. Они говорят, что хотят постичь Дхамму, но при этом выставляют собственные условия – не хотят выполнять предписанную практику. И это их предел. Все эти стандарты практики являются искусными средствами для постижения и реализации Дхаммы, но люди не готовы им следовать. «Истинная практика», или «усердная практика», не требует безоговорочной отдачи абсолютно всей нашей энергии. Просто следите за умом, приложите усилия, чтобы следить за возникающими ощущениями, особенно теми, которые увлекают нас в чувственные удовольствия.
    Но, как мне кажется, люди ничего этого не делают. Каждый год, в преддверии окончания ретрита сезона дождей ситуация ухудшается. Некоторые монахи исчерпывают свои возможности. Чем ближе конец ретрита, тем хуже им становится. Они больше не прилагают усилий к практике. Я каждый год от этого предостерегаю, но люди никак не могут запомнить. Мы пытаемся поддерживать определённые стандарты здесь, но и года не проходит, как мы расслабляемся и перестаём их придерживаться. Всегда всё приходит к пустой болтовне. Все стандарты рассыпаются как дом из песка. Вот так каждый раз и происходит. Тем, кто по-настоящему заинтересован в практике, следует раз и навсегда понять, почему каждый раз получается именно так. Это случается из-за того, что люди не осознают негативного результата подобного поведения.
    Когда мы становимся буддийскими монахами, наша жизнь делается очень простой. Однако некоторые монахи возвращают обеты, чтобы вернуться обратно на «линию фронта» – туда, где каждый день «свистят пули». Им так больше нравится. Они действительно хотят вернуться. Опасности будут поджидать их на каждом шагу, но они всё равно намерены вернуться к мирской жизни. Как так получается, что они не осознают, что им грозит опасность? Они готовы умереть от пули, но не хотят умереть, развивая в себе добродетель. Этого примера достаточно, чтобы понять всю эту ситуацию. Они просто рабы. Они не осознают опасности.
    Это в голове не укладывается, правда? Ты полагаешь, что они всё уже поняли, но не тут-то было! Они не могут понять. И если они даже здесь этого не смогли понять, у них нет шанса вырваться. Они обречены наматывать круги. Такова реальность. Рассуждая о подобных простых вещах, мы, возможно, начнём что-то понимать.




Аджан Чаа

«Собрание учений»