Но ирригация предполагала не только возможности, но и ограничения. Как только начались улучшения, население оказалось привязанным к территории, заключенным в «клетку».
В Месопотамии эта [аллювиально-экологическая] «клетка» была не так ярко выражена, как в Египте. В первой обрабатываемые при помощи ирригации территории всегда были меньше тех, которые потенциально могли быть использованы для ирригации. На самых ранних этапах для ирригации былаот крыта лишь узкая полоса, непосредственно окружавшая основные речные каналы. Напротив, земли, расположенные вокруг Нила, удобрявшего лишь узкие котлованы земли, были раньше полностью заселены.
Территория также привязывала к себе людей, поскольку предполагала значительные инвестиции труда для обеспечения излишков,— социальная «клетка».
Ирригация требовала инвестиций в кооперативный труд с другими, строительства памятников, сохраняющихся на многие годы. Ирригация приносила большие излишки, распределявшиеся между участниками, связывая частные инвестиции и (создаваемые) артефакты.
Цивилизация является наиболее проблематичным термином в силу своей большой ценностной нагрузки. Не существует единого определения на все времена. Я рассмотрю этот вопрос в начале следующей главы. А пока будем довольствоваться предварительным определением. Согласно Ренфрю (Renfrew 1972: 13), цивилизация объединяет три социаль ных института: церемониальный центр, письменность и город. Там, где они сочетаются, это приводит к скачку в коллективной власти людей над природой и прочими людьми, который, несмотря на переменчивость и неравномерность доисторических и исторических упоминаний, дает начало новому.
Ренфрю называет это прыжком в «обособление», в контейнер, содержащий людей в рамках отчетливых, фик сированных, замкнутых социальных и территориальных границ. Я использую метафору социальной клетки.
Первые постоянные государства в мире «изначальных цивилизаций» возникли в ре зультате заключения в «клетку» аллювиальным и орошаемым земледелием в цивилизации речных долин. Эти первые государства, судя по всему, имели представительские институты, позже подорванные войнами, концентрацией торговли и появлением частной собственности. Второй этап — греческая демократия также была продуктом заключения в «клетку», отчасти экономического, отчасти военно-гоплитского.
Власть государства модерна в основном касается не государственных элит, властвующих над обществом, а уплотняющихся отношений государство — общество, запирающих социальные отношения в «клетке» на национальной, а не на локально-региональной или транснациональной территории, тем самым политизируя и геополитизируя гораздо больше социальной жизни, чем в предшествующих государствах.