Платон «Государство»

33.a – Так слушай и суди сам. Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен.
– Да, мы говорили так.
– Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили.

434.b Ну, а согласишься ли ты со мной вот в чем: если плотник попробует выполнять работу сапожника, а сапожник - плотника, поменявшись с ним и инструментом, и званием, или если один и тот же человек попытается выполнять обе работы и мастера поменяются местами, считаешь ли ты, что государство потерпит большой ущерб?
– Не очень большой.
– Но право, когда ремесленник или кто-либо другой, делец по своим природным задаткам, возвысится благодаря своему богатству, многочисленным связям, силе и тому подобному и попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-нибудь из воинов постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого недостоин, причем и те и другие поменяются и своими орудиями, и своим званием, или когда один и тот же человек попытается все это делать одновременно, тогда, думаю, и ты согласишься, что такая замена и вмешательство не в свое дело - гибель для государства.
– Полнейшая гибель.
– Значит, вмешательство этих трех сословий в чужие дела и переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением.
– Совершенно верно.

441.a – ... И выходит, что в душе существуют всего два вида [начал]: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало – яростный дух? По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием.
– Непременно должно быть и третье начало.

441.e Значит, нам надо помнить, что и каждый из нас только тогда может быть справедливым и выполнять свое дело, когда каждое из имеющихся в нас [начал] выполняет свое.
– Это надо твердо помнить.
– Итак, способности рассуждать подобает господствовать, потому что мудрость и попечение обо всей душе в целом – это как раз ее дело, начало же яростное должно ей подчиняться и быть ее союзником.
– Конечно.






     Платон в «Законах» резюмирует свой ответ эгалитаристам в следующем утверждении:
«Для неравных равное стало бы неравным».

    Аристотель же развил это понимание так:
«Справедливость, как кажется, есть равенст­во, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных».

    Это утверждение фиксирует обычное обвинение, предъявляемое эгалитаризму, — обвинение, состоящее в том, что равенство было бы превосходным, если бы только люди были равны, однако оно, очевидно, невозможно, так как они не равны, а потому и не могут быть уравнены.

    Это реалисти­ческое, на первый взгляд, обвинение в действительности совершенно нереалистично, так как политические привиле­гии никогда не основываются на природных качественных различиях.







    Нельзя, разумеется, отрицать, что человеческие индиви­дуумы, подобно всем другим предметам нашего мира, явля­ются весьма неравными во многих отношениях. Не приходится сомневаться, что такое неравенство имеет большое значе­ние и что оно во многих случаях даже крайне желательно.

    «Равенство перед законом» — не факт, а политическое требование, опирающееся на моральное решение, причем оно совершенно независимо от теории — вероятно, ложной — о том, что «все люди рожда­ются равными».


     И добиваются некоторой степени (не)равенства силой, а если точнее, то имеющейся у них коллективной и дистрибутивной властью.

(добавляю я сжимая Майка Манна)














    Посмотрите на себя. Постоянно наблюдая за умом, вы сможете понять, что видите только последствия, и задумаетесь о причинах. Для примера возьмём родителей, чей ребёнок растёт непочтительным. Огорчённые его поведением, они могут спросить: «Откуда же появилось такое поведение нашего ребёнка?».

    Наши проблемы приходят из нашего собственного неправильного понимания, нашей привязанности к различной умственной деятельности. Обучайте свой ум, как буйвола: буйвол – это наше мышление, погонщик – это медитирующий, воспитание и обучение буйвола – это практика. С подготовленным умом вы сможем увидеть и причину и ее следствие. Поверьте, это не сложно.






    Неравенство является фундаментальной реальностью для мир-системы Модерна так же, как и для любой известной исторической системы. Однако отличительным и особенным свойством исторического капитализма было то, что его целью (а также его достижением) было провозглашено равенство — рыночное равенство, равенство перед законом, фундаментальное социальное равенство всех людей, наделенных равными правами. Великий политический вопрос мира эпохи Модерна, великий культурный вопрос состоял в том, как примирить теоретическое представление о равенстве с продолжающейся и все более острой поляризацией возможностей реальной жизни и тех удовольствий, которые возникали в результате этих возможностей.
    На протяжении долгого времени — целых трех столетий, с XVI по XVIII век — этот вопрос едва ли обсуждался в рамках мир-системы Модерна. Неравенство по-прежнему считалось чем-то естественным, фактически установленным Богом. Но как только революционный подъем конца XVIII века превратил язык равенства в культурную икону, как только вызовы власти стали повсеместными, несоответствие теории и практики больше нельзя было игнорировать. Необходимость сдерживать осуществление этого культурного запроса и тем самым держать в узде «опасные классы» стала приоритетом для тех, кто находился у власти. Создание либерального государства было главной структурой, выстроенной с целью ограничения данного запроса. Разработка современных идеологий, в свою очередь, стала важным механизмом в создании либерального государства.

Иммануил Валлерстайн

МИР-СИСТЕМА МОДЕРНА I

Капиталистическое сельское хозяйство и

истоки европейского мира-экономики в XVI веке














    Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что «винтовка рождает власть». Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией.

Мао Цзэ-дун.

Выступление на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва

«Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 г.).







    Врезультате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира ... машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т. д.), так что капиталисты вскоре все захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего.

    Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной.

    Таким путем все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы.. тем самым они целиком переходили в руки крупных капиталистов, и рабочие также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру в собственном смысле этого слова, но стала все более и более завладевать также и ремеслом.

    Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более разоряются, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса, которые постепенно поглощают все прочие. А именно:

I. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах уже в настоящее время являются почти единственными владельцами всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т. п.), необходимых для их производства. Это класс буржуа, или буржуазия

II. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать не- обходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом.



Карл Маркс, Фридрих. Энгельс



Манифест Коммунистической партии; Принципы коммунизма



.









    Для того чтобы была широкая, глубокая и плодотворная почва для художественного развития, громадное большинство, находящееся в услужении у меньшинства... должно быть рабски подчинено жизненной нужде. За их счет, благодаря избытку их работы... привилегированный класс освобождается от борьбы за существование, чтобы породить и удовлетворить мир новых потребностей.

    ...Мы должны, скрепя сердце, выставить жестоко звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры... Страдание и без того уже тяжко живущих людей должно быть еще усилено, чтобы сделать возможным созидание художественного мира небольшому числу олимпийцев.

    И если верно, что греки погибли от рабства, еще вернее, что мы погибнем вследствие отсутствия рабства,

Ницше Фридрих

Полн. собр. соч. – Т. 1. – М., 1912. – С. 170.










    Итак, вопреки пророчеству Маркса о том, что общество разделится строго на два класса, мы обнаруживаем, что, согласно его собственным допущениям, может возникнуть следующая классовая структура:

(1) буржуазия,
(2) круп­ные землевладельцы,

(5) новый средний класс,

(6) промыш­ ленные рабочие,
(7) люмпен-пролетариат.

(3) средние и мелкие землевладельцы,
(4) сельские рабочие,

(Разумеется, мо­гут возникнуть также социальные группы, являющиеся ком­бинациями перечисленных классов.) Более того, оказывает­ся, что при этом может быть подорвано единство класса промышленных рабочих.

Карл Поппер.

Открытое общество








    Как обычно, я уделяю основное внимание классовой организации, а также использую модель субъективного классового сознания (subjective class consciousness) IOTA (identity (идентичность), opposition (оппозиция), totality (тотальность), alternative (альтернатива). Вспомним, что идентичность, оппозиция, тотальность и альтернатива являются идеальными типами, односторонне подчеркивающими элементы, которые в социальной реальности встречаются лишь частично и не в полной мере.

1) Идентичность. Определение себя в качестве рабочего класса как играющего особую роль совокупно с другими рабочими в экономике. Эту саморепрезентацию не следует связывать с классовым конфликтом;
2) Противостояние. Понимание того, что капиталисты и их менеджеры являются постоянным противником рабочих. Идентичность плюс противостояние порождают конфликт, но он может и не быть экстенсивным. Он может быть ограничен рабочим местом, профсоюзом или местным сообществом, не распространяясь на целые классы и тем самым легитимизируя секционный, а не классовый конфликт;
3) Тотальность. Принятие первых двух элементов как определяющих характеристик (i) целой социальной ситуации рабочих и (ii) всего общества. Добавление (i) придает интенсивности секционному конфликту, а (ii) преобразует секционное сознание в экстенсивный классовый конфликт;
4) Альтернатива. Зарождение альтернативы существующим капиталистическим формам отношений власти. Это усиливает экстенсивный и политический классовый конфликт и легитимирует революционную борьбу.













    Классы связаны друг с другом вертикально — класс А находится над классом Б и эксплуатирует его. Классы также подразделяются на более мелкие, секционные акторы, такие как профессии или ремесла.
    Однако другие группы конфликтуют друг с другом горизонтально. Следуя антропологической терминологии, я называю такие группы сегментами. Члены сегментарной группы относятся к разным классам — к одному племени, клану, одной сети .патрон —клиент; совокупности живущих в одной местности или работающих на одном промышленном предприятии и т.п. Сегменты горизонтально конкурируют друг с другом.
    Классы, секции и сегменты соперничают и ослабляют друг друга в человеческих обществах.


    Сегмент - одной сети патрон —клиент, принадлежность одному клану.
(сегментарная взаимозависимость работодателя и работника, поощряемая внутренним рынком труда)


    Секция - секционные акторы, такие как профессии или ремесла












   #nbsp...смена настроений в мировом масштабе отнюдь не пошла на пользу существующему положению дел, наоборот, она лишила капиталистическую мироэкономику полити­ческой и культурной поддержки. Никогда больше угнетен­ные не будут уверены, что история на их стороне. Никогда больше не будут они довольны постепенными переменами в надежде на то, что их дети и внуки пожнут плоды их стра­ даний. Никогда больше не удастся их уговорить подождать с сиюминутными требованиями во имя светлого будущего. То есть теперь многочисленные производители капитали­стической мироэкономики лишились основного стабили­ зующего элемента системы — оптимизма угнетенных. И слу­чилось это как всегда в самый неподходящий момент: когда перед ними серьезно встала проблема «сжатия» прибыли.