Занимаясь медитацией, вы довольно быстро обнаружите, что часть вашего сознания постоянно оценивает события, сравнивая их с другими или с ожиданиями и стандартами, которые мы создаем, часто просто из страха. Вы все время боитесь, что недостаточно хороши, что произойдет нечто плохое, что хорошее будет длиться недолго, что другие люди могут вас травмировать, что вы не сможете не сойти с выбранного вами пути, что вы единственный, кто ничего не знает. Мы обычно рассматриваем вещи и события через окрашенные очки, то есть через призму того хорош ли рассматриваемый объект или плох для вас лично, соответствует ли он вашим представлениям и мировоззрению. Если он хорош, он вам нравится. Если он плохой и не соответствует вашим желаниям — он вам не нравиться. Если его не удается отнести к той или иной категории вы относитесь к нему индифферентно и даже порой просто не замечаете.
    Когда вы пребываете в покое оценки могут проникать в ваше сознание наподобие горна, звучащего вдали. Болит колено — как мне это не нравиться… Скучно.:. Мне нравится это ощущение покоя: вчера я хорошо помедитировал, а сегодня что-то не получается... У меня медитация не срабатывает. И вообще это не для меня. Бесполезно. И так без конца. Этот тип мышления начинает доминировать над вашим сознанием и придавливает его. Это становится похоже на то, как если бы вы несли на голове чемодан, полный камней. Было бы здорово свалить этот груз на землю. Только представьте себе, как вы чувствовали бы себя, если бы смогли. приостановить поток оценок и вместо этого позволить каждому моменту времени быть таким, каков он есть, не пытаясь оценить его как «хороший» или «плохой». Вот это было бы истинным покоем, истинным освобождением.


МЕДИТАЦИЯ ОЗНАЧАЕТ ВЗРАЩИВАНИЕ
НЕПРЕДВЗЯТОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ
КО ВСЕМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ВАШЕМ
СОЗНАНИИ, КАКИМ БЫ ЭТО НИ БЫЛО.


    Без этого нет практики медитации. Это не означает, что вы вообще не можете формировать собственных оценок. Конечно, вы будете их формировать, потому что это свойство коренится в самой природе сознания — стремление сравнивать, сулить и оценивать. Когда это происходит, не надо пытаться останавливать или игнорировать это действие, точно также мы не пытаемся остановить любые другие мысли, которые могли бы проникнуть в наше сознание.
    Самое важное в медитации — умение просто засвидетельствовать то, что происходит в сознании или в теле, и признать это, не осуждная, зная что наши суждения неизбежны и они обязательно будут ограничивать происходящее вокруг нас. Самое важное в медитации для нас — прямой контакт с самим происходящим событием, пусть это будет вдох или выдох, ощущение или чувство, звук, порыв, мысль, восприятие или суждение. И мы должны все время внимательно следить затем, чтобы не начать давать оценку событию или распределять суждения о нем на «плохие» и «хорошие».
    Мысли окрашивают все события нашей жизни, а очень часто наши мысли не точны. Обычно они — просто лишенные точной информации личные мнения, реакции и предубеждения, основанные на довольно ограниченном объеме знаний, на них сильно влияют обстоятельства прошлой жизни. Тем не менее, если не распознать и не назвать их, мысли могут помешать нам четко видеть существующий момент. Мы думаем, что знаем все, что видим и чувствуем, и, проецируя свои мысли на все, что видим, мы просто развешиваем ярлыки. Лишь зная об этом и наблюдая как это происходит, мы можем прийти к необходимой беспристрастности восприятия.
    Ориентированность на непредвзятость, конечно, не означает что вы перестаете знать, как действовать или как вести себя в обществе, или оценивать правильность действий любого человека. Это просто означает, что, зная о своей погруженности в поток бессознательных симпатий и антипатий, который отгораживает нас от окружающего мира и изначальной чистоты нашего бытия, мы можем действовать более ответственно, с большим пониманием, более уравновешенно, более эффективно, более этично. Симпатия и антипатия могут укорениться в нас настолько прочно, что будут подсознательно подпитывать пагубные пристрастия во всех аспектах нашей жизни. Когда мы отказываемся в состоянии признаться в постоянном желании и нацеленности на выгодные нам предметы или результаты, назвать своими именами семена жадности или пагубной страсти, пусть даже самые мелкие, увидеть корни отвращения или гнева в отвержении или стремлении избежать всего, что нам не нравиться, мы можем на мгновение остановиться и напомнить себе, что все эти силы практически постоянно действуют в нашем сознании. Без преувеличения можно сказать, что они токсичны, как опасные вирусы, и не дают нам увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, не позволяют нам мобилизовать полностью потенциал, которым мы располагаем.